Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове, Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

ВХОЖДЕНИЕ В КРУГ НОВАТОРОВ

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914);

в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.). С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым.

Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.]. Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА

С наступлением ХХ века в искусстве все с большей интенсивностью вершились грандиозные процессы рождения новой эпохи, равной по значимости Ренессансу. Тогда произошло революционное открытие реальности.
Идеи «соборного творчества», культивируемые символистами, специфически преломились в среде художников-реформаторов, отвергавших символизм
Новая попытка широкого объединения левых живописцев была предпринята на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» , открывшейся в марте 1915 года в Петрограде. На выставке Трамвай В Малевич представил шестнадцать работ: среди них кубофуту-ристические заумные холсты Дама у афишного столба, Дама в трамвае, Швейная машина. В Англичанине в Москве и Авиаторе с их диковинными, загадочными изображениями, непонятными фразами, буквами, цифрами подспудно звучали отголоски декабрьских спектаклей, равно как и в Портрете М.В. Матюшина, композитора оперы «Победа над Солнцем». Против же номеров 21-25, заканчивающих список работ Малевича в каталоге, было вызывающе проставлено: «Содержание картин автору неизвестно».Быть может, среди них скрывалась картина современным названием Композиция с Моной Лизой. Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило именно в ней. Здесь есть уже все, что через секунду станет супрематизмом: белое пространство- плоскость с непонятной глубиной, геометрические фигуры правильных очертаний и локальной окраски.
Две ключевые фразы, подобно надписям-сигналам немого кино, выплывают в Композиции с Моной Лизой на первый план. Дважды выписано «Частичное затмение»; газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом — «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград».
«Полное затмение» произошло в его историческом Черном квадрате на белом фоне (1915), где и была осуществлена настоящая «победа над Солнцем»: оно, как явление природы, было замещено, вытеснено соприродным ему явлением, суверенным и природоестественным — квадратная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения.
Откровение настигло Малевича во время работы над вторым (так и не осуществленным) изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в мае 1915, он сделал последний шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в своей жизни перелома он осознал тотчас и в полной мере. В письме к Матюшину, говоря об одном из эскизов, художник написал: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».
Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, но уже к концу лета имя появилось. «Супрематизм» стал самым известным среди них.
Малевич написал первую брошюру «От кубизма к супрематизму». Новый живописный реализм. Это книжечка- манифест , изданная верным другом Матюшиным, распространялась на вернисаже Последней футуристической выставки картин «0,10» (нолъ-десятъ), открывшейся 17 декабря 1915 года в помещении Художественного бюро Надежды Добычиной.
Малевич не совсем напрасно волновался по поводу своего изобретения. Сотоварищи его круто воспротивились тому, чтобы объявить супрематизм наследником футуризма и объединиться под его знаменем. Свое неприятие они объясняли тем, что еще не готовы безоговорочно принять новое направление. Малевичу не разрешили назвать свои картины «супрематизмом» ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием Супрематизм живописи и явочным порядком развесить их рядом со своими работами. В «красном углу» зала он водрузил Черный квадрат, осенявший экспозицию из 39 картин. Те из них, что сохранились до наших дней, стали высокой классикой XX века.
Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом.
«Новым реализмом» называл Малевич свое искусство , которое считал ступенью в истории всемирного художественного творчества.
Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда — ее глубина, ее емкость неуловимы, неопределимы, но явственны. Необычное пространство живописного супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества, ближайшим аналогом имеет мистическое пространство ^ русских икон, неподвластное обыденным физическим законам. Но супрематические композиции, в отличие от икон, никого и ничего не представляют, они — порождение свободной творческой воли — свидетельствуют только о собственном чуде: «Повешенная же плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя», — писал живописец. Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию. Белый фон супрематических картин, выразитель пространственной относительности, одновременно и плоскостей, и бездонен, причем в обе стороны, и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон бесконечность раскрывала лишь в одном направлении).
Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую трансцендентную «белую бездну», где господствуют законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

ТРИ СТАДИИ СУПРЕМАТИЗМА

Представленные на выставке 0,10 полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия — и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их «супрематизм». Перечислю часть из них: Живописный реализм футболиста — Красочные массы в четвертом измерении. Живописный реализм мальчика с ранцем — Красочные массы в четвертом измерении. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях (так звучало первоначальное полное название Красного квадрата), Автопортрет в 2-х измерениях. Дама. Красочные массы в 4-м и 2-м измерении, Живописный реализм красочных масс в 2-х измерениях.
Настойчивые указания на пространственные измерения- двух -, четырехмерные- говорят о его пристальном интересе к идеям «четвертого измерения».
Собственно супрематизм подразделялся на три этапа, три периода: «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», — писал художник в книге Супрематизм. 34 рисунка.
Черный этап также начинался с трех форм — квадрата, креста, круга. Черный квадрат Малевич определял как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового «реалистического» творчества. Таким образом, Черный квадрат. Черный крест, Черный круг были «тремя китами», на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы. Эти три картины, возникшие не ранее 1915 года, Малевич всегда датировал 1913 — годом постановки Победы над Солнцем, который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма.
На пятой выставке «Бубнового валета» в ноябре 1916 года в Москве художник показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней (ныне восстановить последовательность всех шестидесяти работ довольно затруднительно и из-за утрат, и по техническим причинам, не всегда внимательному отношению в музеях к надписям на оборотах). Под номером первым экспонировался Черный квадрат, затем Черный крест, под третьим номером — Черный круг.
Все шестьдесят выставленных полотен принадлежали к первым двум этапам супрематизма. Цветной период начинался также с квадрата- его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще.
Последние холсты цветной стадии отличались многофигурностью, прихотливой организацией, сложнейшими взаимоотношениями геометрических элементов — они словно скреплялись неведомым могучим притяжением.
Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году. Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В марте-июне 1918 МАЛЕВИЧ деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.

В результате расхождения с членами московской коллегии МАЛЕВИЧ переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

В декабре 1918 МАЛЕВИЧ вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских — I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой). В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».

В начале ноября 1919 ХУДОЖНИК переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность». В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В конце мая 1922 МАЛЕВИЧ переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры. В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность».

Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, мАЛЕВИЧ срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.

Старинный друг, партиец Кирилл Иванович Шутко, занимавший в те годы видный пост приложил все усилия для освобождения художника.
В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл. В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

В 1929 МАЛЕВИЧ преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ. В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту.

В 1932-33 гг. ХУДОЖНИК заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.

Картины и архив, оставленные на Западе, пережили целый ряд злоключений. Однако большой удачей можно считать одно то, что наследию Малевича удалось уцелеть при гитлеровском режиме, поскольку его полотна явно принадлежали к искусству, которое нацистские идеологи называли «дегенеративным» и тщательно истребляли. Судьба сохранила холсты и в войну — угол подвала, где они были спрятаны, чудом оказался неразрушенным, когда в дом попала бомба. К сожалению, самые большие полотна -числом около пятнадцати — из-за своей нетраспортабельности остались на складе в Берлине и пропали.
Советские власти совсем не интересовались зарубежным наследием гениального соотечественника — более того, в 1970-е годы, когда давно уже был ясен масштаб его творчества, с безответственным небрежением распоряжались национальным достоянием.

Чёрный квадрат Малевича

Феномен «Черного квадрата».

Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне — картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи. Как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда.

Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина — результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои — розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом. Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Малевич считал, что «Черный Квадрат» — это вершина всего.

Современные трактовки смысла «Черного Квадрата»:

Раскрыта тайна самой загадочной картины современности.

Квадрат Малевича на самом деле не квадратный.

  1. Обоснование идиотизма…

    • egorr говорит:
      Март 12, 2012 в 7:38 дп

      Обоснование идиотизма…
      ______________________________

      Ylot говорит:

      Нет! Комментарий критиниста!

      http ://s52.radikal.ru/i138/1203/3c/a7e210d8a1aa.jpg
      иллюстрация китайского художника Сенг Ен Хим

  2. Never speak to people about the problems, 80 % aren’t interested in them, the others of 20 % are glad that they at you are!

  3. Если бы всё было так просто, давно бы уже разобрались с этим квадратом.
    Не хотим, или лень думать.
    Понимание «ЧК» рассчитано на знания процесса и технологии создания картины.
    Эти параметры включены в «ЧК». Художнику остаётся добавит творческое содержание, но не повторяться с теми представлениями, которые уже кто-то ранее передал, иначе это — плагиат мысли. Если еще и соответствующее академическое мастерство — это плагиат картины.
    До ХХ века все темы и технологии освоили. Нужно искать пути двигаться дальше. Я уже писал, что тоже люблю ходить по музеям и храмам, но это всё равно что по антикварным лавкам и местам связанными с историческим прошлым. Это не путь развития искусства. «ЧК» — для художника указывает этот путь, а обыватель может пытаться постичь или нет.

    Бабочка не может близко к огню приблизиться — сгорит! Чего же все так к солнцу тянутся? В космосе Места много, всем хватит, (кто будет стремиться).

    Квадрат не случайность выбранная Малевичем. Это единственная простая геометрическая фигура, которая поддалась художнику для максимального выражения и достижения цели. Черный и белый цвет — крайние, контрастные цвета, между которыми находится весь спектр цветов. Здесь нет возможности рассуждать: хочется — не хочется, нравится — не нравится, эстетично — не эстетично и т.д.. В этом весь смысл гениальности Малевича, что он довел каждый момент живописи до абсолюта:
    — лишил возможности рассуждать тех, чья профессия заключается в «болтовне»;
    — лишил художников возможности копировать работы старых мастеров и выдавать за свои;
    — лишил музейщиков — держателей антикварных лавок диктовать цели творчества и расставлять приоритеты.

  4. …..продолжение
    * ПОНЯТИЕ.
    1) В философии — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего,
    которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
    2) В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности
    Поставив задачу, Малевич последовательно, успешно решил её. К этому выводу я пришел уже после того, как осознал гениальность всей проделанной им титанической, творчески умной и красивой работы. Прежде чем рассмотреть процесс создания картины и ответ на вопрос — Как? предлагаю вспомнить и проследить соответствие всех основных Законов композиции и живописи по отношению к Чёрному квадрату:
    КОМПОЗИЦИЯ:
    — закон единства содержания и формы;
    решён!
    — закон целостности;
    решён!
    — закон типизации;
    решён!
    — закон контрастов;
    решён!
    — закон новизны;
    решён!
    — закон подчиненности всех закономерностей и средств
    композиции идейному замыслу;
    решён!

    — закон жизненности;
    . В 2005 году Россия отметила 70 лет со дня смерти великого
    художника и 90 – летний юбилей картины «Чёрный квадрат».
    Решён!

    — закон воздействия «рамы» на композицию изображения
    на плоскости; ( рама отсутствует ).
    решён! и т.д.

    ЖИВОПИСЬ:
    — закон красоты — «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ «;
    (решён в оптимальном выражении).
    решён!
    — законы светотени — направленное освещение рассеянное,
    перпендикулярно центру плоской картины. Тень отсутствует.
    (применены в оптимальном выражении).
    решён

    -законы о цвете – при написании квадрата применены все
    живописные приемы;
    (применены в оптимальном выражении).
    решён
    — законы пластики – движение отсутствует;
    (применены в оптимальном выражении).
    решён
    — законы перспективы – перспектива удалена;
    (применены в оптимальном выражении).
    решён!
    — статики и динамики – пограничное состояние между статичным
    «Треугольником» и динамичным «Кругом»;
    (применены в оптимальном выражении).
    решён!

    и др.
    Теперь, поставив цель и определив размер холста, ответим на вопрос «Как?» Малевич создавал «Черный квадрат».
    Задача 1.
    Изобразить квадрат на плоскости.
    В процессе работы художник столкнулся со сложностью, которая требует энциклопедических знаний и индивидуального профессионализма. В геометрически правильном квадрате изображенном на плоскости человек видит горизонтально вытянутый прямоугольник. Это обусловлено несовершенством (особенностями), человеческого зрения.
    Так как человек не имеет возможности воспринять прямоугольник, с равными сторонами как квадрат, Малевичу пришлось изменить пропорции геометрически правильного квадрата так, чтобы визуально воспринимаемый квадрат выглядел как «квадрат».
    Заслуга Малевича заключается в том, что путем визуального обмана, увеличив вертикальные стороны квадрат и изобразив их вогнутыми, заставил зрителя видеть в прямоугольнике – квадрат, а не горизонтально вытянутую «бочку». Сложность заключается в том, что эти изменения ничем кроме индивидуального ощущения не определяется.
    Основной поток очевидцев, кому повезло видеть это произведение, утверждают, что видели квадрат. Для большей убедительности, на этот образ, срабатывает название
    картины — «Черный квадрат». В психологическом плане Малевич не позволяет усомниться в элементарных математических возможностях автора, и заставляет зрителя
    видеть в прямоугольнике, геометрически правильный квадрат.
    Вывод — 1: Малевич заставил зрителя, прямоугольник воспринимать квадратом. Тем не менее, с этой задачей он справился.
    Задача 2.
    В искомый «квадрат» (белый холст), нужно вписать другой квадрат — черный.
    Для решения этой задачи автор проделал всю туже манипуляцию, которая была проделана ранее, только цвет прямоугольника – черный. Сложность — в выборе пропорционального отношения между «квадратом-холстом» и вписанным в него чёрным квадратом. Воспользовавшись знаниями математического значения пропорций
    «Золотого сечения», высчитать эти отношения несложно.
    Вывод — 2: Малевич владел знаниями «Закона красоты» и умел его применять.
    Задача 3.
    Привести в соответствие энциклопедические знания и несовершенство визуального восприятия человеком.
    Мы знаем, что человек воспринимает белый и черные цвета не однозначно.
    Проведем эксперимент:- возьмем два геометрически равных квадрата, — один из них покроем черной краской. При одновременном взгляде на них, мы увидим, что черный квадрат будет казаться меньше белого. Этот эффект несовершенства зрения, Малевич должен был учесть при определении пропорций двух «квадратов». Решить эту задачу, художник может экспериментальным путем, осознанно искажая значения «золотого сечения», используя при этом знания, талант и харизму, добиваясь гармоничного, идеального взаимоотношения между заданными прямоугольниками. Как правильно заметил один из исследователей творчества художника – «не материальная сторона создания живописного произведения, а рафинированный этап духовного процесса при этом, являлся идеей работы Малевича над «Черным квадратом»».
    Вывод — 3: Применив знания и талант — Малевичу это удалось. Экспериментальным путем были найдены те гармоничные отношения между прямоугольниками, которые можно назвать «идеальными». Размышляя над решением этой задачи, читатель может определиться с возникающим вопросом, — Почему? «Чёрный квадрат» художник не переписывал, не копировал, а повторял на протяжении всей жизни.
    Задача 4.
    Вписать в центр искомого » квадрата» (холст) — вписываемый.
    Если провести диагонали у обоих «квадратов» и совместить центры, мы увидим, что вписанный прямоугольник будет восприниматься ниже геометрического центра. Для решения этой задачи Малевич должен был сместить по вертикальной оси геометрический центр вписываемого «квадрата», расположив его над геометрическим центром холста, так чтобы вписанный чёрный квадрат визуально воспринимался в центре холста. Расстояние между центрами — это тоже предмет сложного творческого, эмоционального поиска.
    Этими знаниями пользуется большинство художников – портретистов при выборе вариантов композиционного решения портрета.
    Вывод — 4: И с этой задачей Малевич справился.

    Задача 5.
    Изобразить квадрат относительно «Закона перспективы».
    Картина называется «Чёрный квадрат» не случайно. Автор не назвал её черный квадрат в белом квадрате. Одну из первых картин Малевич назвал «Четырёхугольник»,
    В одном из Витебских писем Малевич писал: — « На выходе ещё одна тема о супрематическом четырёхугольнике…»
    А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал:- «Черный квадрат в белом окладе»
    Форма белой основы не может быть квадратной, так как согласно Законам перспективы, две параллельные, боковые стороны холста, чтобы казаться
    прямыми вертикальными сторонами, должны иметь вогнутую форму. Изменение формы холста — это механический процесс не имеющий отношения к живописи.
    Малевич, двигаясь к достижению цели, максимально упрощал возможность возникновения посторонних, побочных задач, отвлекающих от решения основной – изобразить плоский, чёрный, квадрат, в идеальных пропорциях, на белом фоне. Причем площадь холста и площадь чёрного квадрата, должны находиться в идеальных отношениях друг к другу и в идеальных возможностях восприятия человеком. Поэтому площадь холста мы не можем считать квадратом и цель доведения ее до визуального восприятия как квадрат не ставилась. Что же касается восприятия чёрного квадрата – это вопрос основной цели. Так как любая точка, удаляющаяся от оси Х, вверх или вниз приобретает
    свойства перспективного сокращения, а стороны квадрата Ае — Сm и eВ – mD относительно точки зрения 0, удаляясь от оси Х, при визуальном восприятии
    стремится сойтись в одной точке на линии горизонта, Малевич изменил форму линии АеВ на AsB, а СmD на CnD . Убирает эффект перспективы, искажающий форму квадрата.
    Определение расстояний еs и nm – творческий процесс, строящийся на ощущениях.
    Вывод — 5: Художник заставляет зрителя воспринимать стороны АВ и СD – прямыми, а фигуру АСDB – квадратом.
    Задача 6.
    С помощью знаний «Законов живописи» убрать прямую и обратную перспективу.
    Известно, что на границе двух контрастных цветов существует эффект при котором светлый цвет, визуально воспринимается ещё светлее, а темный — темнее. Чтобы убрать этот эффект, художник должен воспользоваться мастерством художника-живописца. Путем смешения различных красок списать границы контрастных цветов таким образом, чтобы у зрителя не было сомнения в однородности цвета — белого и черного. Во время написания «Чёрного квадрата», представления о компьютерном разрешении и фильтрах, не существовало, но на практике, чтобы придать плоскости однородность цвета художники применяют различные приемы:
    — меняют размер и форму кисти;
    — изменяют форму и размер мазка кисти;
    — в различных комбинациях, изменяют тональность цвета;
    — применяют «фильтры» — лисеровки (письмо полупрозрачными красками
    разных оттенков, поверх основного цвета, придавая цвету благородство в восприятии);
    — и т.д.
    Такое посильно только очень хорошему живописцу. Этими качествами обладали многие Великие художники. Виртуозом таких приемов был Леонардо да Винчи.
    В импрессионизме этот прием является основой метода.

    Вывод: Малевич с этой задачей тоже справился..
    Задача 7.
    Убрать перспективу возникающую при демонстрации картины.
    В процессе рассматривания художественного произведения обязательно возникают вопросы, связанные с пространственным восприятием.
    С законом восприятия, мы сталкиваемся ежедневно:
    — рассматривая экспонаты в музеях;
    — подбирая удобное место для просмотра телепередач;
    — покупая билеты с местами в театр или на стадион и т.д.
    Расстраиваемся, если они неудобные для полного восприятия зрелища. Оптимально удобным расстоянием для восприятия человеком, считается расстояние, равное примерно трём диагоналям объекта, который мы рассматриваем:
    — телевизор;
    — компьютер;
    — книгу;
    — картину
    и примерно равно значению максимально благоприятного восприятия усредненным человеком, приближаясь к идеальным характеристикам. Эти знания привели автора к «Золотым пропорциям». Художники решают эту задачу каждый раз, когда они начинают новую работу с натуры. Студенты «дерутся», желая занять наиболее удобное место
    в аудитории, перед постановкой.
    Малевич, зная какую работу он проделал, работая над созданием «Чёрного квадрата» понимал, что по законам создания выставочных экспозиций, произведения подобного рода должны вывешиваться немного выше уровня горизонта, то есть выше линии, проходящей параллельно пола, через центры зрачков зрителя. Значит если бы, таким
    образом, повесили его картину, центр квадрата, находился бы выше линии зрения (даже незначительно), и зрителю пришлось бы для просмотра картины немного задирать голову. При этом по закону перспективы, параллельные, боковые линии квадрата приобрели бы свойство параллельных линий и стремились сойтись в одной точке на линии горизонта, расположенной выше уровня зрения.
    Таким образом, зритель снова не увидел бы квадрат, не увидел бы «Чудо».
    Эффект ЧУДА может возникнуть только у того, у кого угол зрения будет перпендикулярен центру картины и расстояние до картины будет соответствовать « Золотым пропорциям» по отношению к размеру холста. «Чёрный квадрат» имеет только одну единственную точку, с которой зритель может воспринять его как «чудо».
    К.Малевич решая эту проблему. Сам составляет экспозицию своих работ и вешает «Черный квадрат» в углу под наклоном к зрителю, как икону, тем — самым убирает эффект образования не нужной для просмотра перспективы.
    Поэтому картину называют иконой!
    Сам Малевич охарактеризовал картину как — « голая без рамы икона моего времени ». Зритель, ограниченный возможностью маневра перед картиной расположенной в углу выставочного зала, находит ту оптимальную точку, откуда «Чёрный квадрат», в сочетании с другими чувствами людей, воспринимается как «Чудо».
    Вывод: — может возникнуть эффект восприятия ЧУДА. В обычных условиях, человек этого видеть не может. Искажённый объект не повлияет на чувства восприятия, это обыденно, этого много кругом.
    Исходя из выше сказанного, можно сделать ещё один вывод:- никто со времен Малевича, в картине под названием «Чёрный квадрат» чудо не видел. Слышать – слышал, но не видел. И сейчас демонстрируя её как обычную картину, зрители лишены возможности восприятия «ЧУДА»
    28. 01.2008г. В январе-феврале 2008 года, представив картину, на выставке в Париже – обманули французов. Демонстрируя «Черный квадрат», как обыкновенную картину – все равно, что подвести к чуду и завязать глаза, не дав на него посмотреть. Все равно, что завести туристов в долину Гизе и рассказывать о пирамидах — рассматривая картинки в альбоме.
    Зачем тогда вывозить её?
    Малевич, на выставке 1915 года «0,10» и в экспозициях на знаковой выставке 2004 года а варшавской галерее «Захента», «Варшава – Москва, 1900 – 2000», «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом вывешен в «Красном углу».
    Не понятно представление организаторов выставки и хозяев картины:
    — либо это формальное подражание Малевичу?
    — или пришло осознание важности особой демонстрации картины?
    С 8 ноября по 4 декабря 2005 года, в Третьяковской галерее, на выставке графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы «Смысл жизни – смысл искусства», «Чёрный квадрат» также был выставлен в красном углу, так как она должна рассматриваться зрителем:
    — в углу, ограничив обзор восприятия глазом;
    — под наклоном, убрав перспективу, полученную, если центр квадрата находится выше линии горизонта.
    Тогда снова становится непонятно — Почему?! на выставке 28 января 2008 года, «Чёрный квадрат», представлен как обычная картина. Это хорошо видно на фотографиях.
    Вывод: — у творческой элиты нет обоснованного, точного понимания заслуги К. Малевича и особой значимости картины под названием «Чёрный квадрат», в мировом искусстве.
    Мы закончили рассматривать процессы создания картины, создания «Чуда» и оценку её достоинства. Возникает вопрос, «если чудо создано, зачем нужно его дублировать?».
    Задача 8.
    Самая важная – сенсационная задача, исходящая из выше – описанного! Собрать все варианты картины Малевича, «Чёрный квадрат» вместе. При демонстрации картины учесть все то, о чем шла речь выше и наиболее обоснованно определиться и в заслугах художника, и в достоинстве картины. Известно, что Малевич создал четыре или семь «Чёрных квадратов».
    Отчетливо осознавая процесс создания картины, становится понятно, что раз основные творческие проблемы, с которыми сталкивается автор, решаются на ощущениях, художник не может в целях самоконтроля переписать уже созданный квадрат. Он вынужден пробовать новые варианты. Находясь в процессе творческого поиска, проверять те самые ощущения, которые ничем не измерить кроме эксперимента и таланта. Один из последних выводов, который можно сделать, чтобы более глубоко оценить достоинство данного произведения нужно все квадраты выставить вместе, в одной выставочной экспозиции.
    1 2 3 4 5 6 7 8
    1913г. 1915г. 1919-1920гг. 1923г. 1927г. 1929г. 1932г. 1935г.

    «Живописных квадратов нам известно несколько, сколько — мы не можем окончательно сказать, так как, возможно, выплывут еще пока нам неизвестные квадраты. Отличаются они от самого первого, как правило, большей аккуратностью исполнения, материалом, и, что важно, пропорциями. Пока нет исследования этих пропорций, по которым, в сущности, иногда только и можно установить, какой именно из известных нам Квадратов запечатлен на той или иной фотографии».
    Отсюда следует вывод, что тот «Чёрный квадрат», который художник сам выбрал для демонстрации, является самым удачным по отношению к реализации творческой мысли.
    Квадрат сопровождал Малевича и в его последний путь. Исследователи творчества Малевиче отмечают, что художник написал картины:
    — «Красный квадрат» (в двух экземплярах);
    — «Белый квадрат» (Супрематическая композиция);
    — «Белое на белом» — один;
    — «Чёрного квадрата» (несколько копий),- не поимая, что копий
    «Чёрного квадрата» не может быть.
    Они пишут:
    « Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал: четыре копии «Чёрного квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.
    «Образующая квадрат плоскость означает начало супрематизма, нового цветного реализма как беспредметного творчества».
    «Супрематизм делится на три стадии, по числу квадратов — черного, красного и белого: черный период. Цветной и белый. Все три периода развивались с 1913 по 1918 год. Основанием их становления было: передать силу статики через экономическую сущность плоскости или образовать видимый динамический покой. В чисто плоскостной форме это было достигнуто».
    Обобщенный вывод.
    Создание данного произведения является исторической вехой в развитии всего искусства, в том числе и изобразительного. Малевич говорил ученикам: «нужно вас вырастить, чтобы можно было из вас вырастить дубки, чтобы сеять по всему свету семена, а не слова ». По мнению учеников, из Квадрата вырос новый мир, живой, радостный.
    Вначале ХХ века Квадрат собрал вокруг К.С. Малевича новых людей, поколение будущего, о котором они мечтали. Он дал возможность следующему поколению Художников всего мира осознать достижения предыдущих тысячелетий. Оттолкнувшись от «Черного квадрата», как от стартовой площадки продвинуть творческую мысль вперед, учитывая достижения предыдущих поколений, как пройденный этап.
    В наши дни многие из тех, кто мастерски освоил и подражает историческому наследию, по большому счету называя себя «Художниками», на самом деле таковыми не являются. Их можно назвать хорошими мастерами, не более. Художник с большой буквы, это тот, кто учитывая достижения предшественников привносит в искусство что-то новое, свое.
    Очень должно быть обидно, что до сих пор в среде так называемой «творческой интеллигенции» не нашлось достаточно понимающего, подготовленного специалиста, который популярно объяснил бы достоинство этого произведения.
    Доказав и объяснив, что К.Малевич создал произведение, с точки зрения творческих законов не имеющего изъян, то есть идеальное произведение или максимально приближенного к идеальному произведению, по сравнению ко всем, которые были созданы художниками, можем сказать, что оно прекрасно, так — как «идеальное – не может быть не прекрасно.
    Все другие произведения, в том числе разных жанров, дают возможность, позволяют исследователям, критикам, «знатокам», профессионалам художникам, обывателям – рассуждать, сомневаться, спорить. «Чёрный квадрат» лишает эту публику возможности «словоблудствовать», что их и раздражает.
    Любой кто, увидев эту картину, при обмене впечатлениями утверждая, что ничего особенного кроме плоского, чёрного квадрата он не видел, не понимает, что он видел рукотворное «чудо». То чего человек, в силу своего физического несовершенства видеть не может.
    Это та цель, та задача, к решению которой стремился художник. Картина «Черный квадрат» является достоянием всего народа, которому она принадлежит и поэтому в силу ее значимости пора прекратить периодически возникающую корпоративную спекуляцию о желании продажи картины, в целях сиюминутной финансовой выгоды.
    Интеллектуальная собственность защищена авторским правом.

  5. Конец злоключений «Чёрного квадрата» ПРЕДИСТОРИЯ ПОЧЕМУ и КАК появилась необходимость « взяться за перо »? Будучи профессиональным художником зная, что со стороны обывателя существует непонимание в определении достоинства, произведения изобразительного искусства, под названием «Чёрный квадрат» Казимира Севериновича Малевича, я не смел, подумать, что эта проблема –» проблема непонимания», в той же мере относится и ко всей творческой общественности. К тем к кому прислушиваются. Чьё мнение для многих является не прорекаемой, авторитетной истиной. Единственным оправданием насаждаемого мнения о недоступности, простого и всеобщего, понимания сути всей работы проделанной К.Малевичем, при «создании» «Черного квадрата» может быть только «пиар». Желание в целях привлекательности сохранить ореол загадочности. О значении «Черного квадрата» и влиянии рожденной из него системы супрематизма на художественную культуру написано много статей, проведено немало исследований. А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Следуя критической оценки данной мэтром, многие «деятели» от культуры, чванливо выпячивая свое превосходство, стали размазывать всё, что не вписывалось в образ создаваемой ими культурной среды, которая часто вызывает сомнение, граничащее с псевдо культурой и псевдоискусством. С появлением Малевича, как же испугались те, кто формировали и формируют образ салонной живописи? С явлением «Чёрного квадрата» они поняли, пришел конец их умиленной, рассчитанной на обывателя, философии русалок и ковриков с лебедями. Эти факты — прямое покушение на их материальное благосостояние. Алчность, злоба, ненависть, рычаги власти, всё было задействовано для того чтобы как можно быстрее люди забыли об этом произведении. Чтобы почти сто лет люди не понимали, что произошло. Понимая достоинства «Чёрного квадрата» легко можно дать оценку любому творческому произведению, оценить достоинства автора. Примазавшиеся к искусству прекрасно чувствуют свою ограниченность, угрозу возможности « вешать лапшу» на уши доверчивых обывателей. Если требования общества к оценке произведений искусства и достоинств их авторов возрастут, искусственные звезды с различного рода фабрик станут обыкновенными елочными игрушками. Но для того, чтобы, повысить эти требования надо желать, отказаться быть быдлом. Малевич, написав «Чёрный квадрат» дал всем доступную возможность понимать искусство и тенденцию его развития. Меня возмутил ряд оценок в отношении «Черного квадрата», данных в СМИ, некоторыми, уважаемыми мною, представителями культуры: Н.Михалковым, Т.Толстой, А.Евтушенко, А.Шиловым, М. Шемякиным и т.д. Отвечая на прямой вопрос о достоинстве «Черного квадрата», они позволили себе пренебрежительно отнестись к творчеству своего коллеги, унизить его в лице людей, которые естественно интересуются мнением своих «кумиров». У них не хватило мужества признаться в своем невежестве оценивая данное произведение. Сам Малевич в статье «Ось цвета и объёма», пресекая нападки критиков дальновидно ответил им и нынешним злопыхателям: «…Отношение с их стороны было самое губительное в искусстве, так же как и в жизни творцов. Ограниченность, бессознательность, трусость мешали (мешают) им широко взглянуть и охватить весь горизонт бега и роста перевоплощения искусства. Как строй царских приставов, так и чиновники от культуры относились (относятся) к идущей идее творческого искусства, так же освистывались (освистываются) утонченной интеллигенцией, общественным мнением, которое во главе с утончённой прессой гикало (гикает) на всё творческое, новаторское. Творчество новаторов было загнано условиями, созданными этими утончёнными знатоками, в холодные чердаки, в убогие мастерские и там «новаторы» ждали (ждут) участи, положась на судьбу. И если через наибольшие усилия удавалось (удаётся) выходить на улицу с революционными произведениями, то встречали (встречают) с бранью, руганью, гиком и насмешками. Только старое прекрасно, кричали (кричат) со всех сторон… Так характеризовали (характеризуют) те все,… которые до сих пор в учреждениях культуры свивают себе гнезда, упорно выставляя старое за прекрасный алтарь истины, которому молодёжь должна кланяться и верить… Но где же научные художественные музееведы (профессиональные искусствоведы), где их научность, где их художественность, где их понимание, или они в силу научности и понятия не нашли в новаторах художественности или ценности явления?… Они установили время как барометр понимания. Когда произведение проваляется в уродливых, бездарных мозгах общественного мнения солидное количество лет, такое не съеденное произведение, но засаленное слюной общества принимается… Оно признано»… Уже в начале Х/Х века художник боролся с « похотливо — развратным хламом» в искусстве. Я же, общаясь с молодёжью начала ХХ/ века, с ужасом наблюдаю «картину» бездуховности, хамства и разврата навязанного им через новые коммуникативные средства. Выхолащивание из их мозгов само представление о философски – стройном сознании и красоте жизненных, а не плотских ощущений. Особое чувство зависти охватывает меня каждый раз, когда соприкасаюсь с теми проблемами, решению которых Великий русский художник Казимир Северинович Малевич, посветил свою жизнь. Минимизация художественного произведения и доведение его до совершенства используя все средства – отличная творческая цель. В одном из Витебских писем Малевич писал: — « На выходе ещё одна тема о супрематическом четырёхугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он и что в нём есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его, в дух творящий,… вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и вся природа запечатлела образ его Бога в облике, подобном человеческому, но если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нём вижу». Возникшее негодование, когда профессионалы, один за другим давая критическую оценку картине, не задумываясь о том, что к их мнению прислушиваются, заставило меня написать эту работу. Я выбрал и ознакомился с материалами: — учебников, специальной и «неспециальной» литературы; — проштудировал публикации из Интернета, а это проблема, выделенная в Интернете; — выслушал представление о данной проблеме специалистов в культурной и художественной среде; — сопоставил описанное и услышанное представление о картине «Чёрный квадрат» со своим пониманием и не нашел совпадений с моими мыслями. Стало ясно, что существует явное и очевидное непонимание, и в редких случаях недопонимание, ни заслуги творчества, К.С. Малевича, ни достоинства произведения под названием «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ», ни обобщённого значения появления данного феномена в изобразительном искусстве. По мере накопления информации это мнение только усилилось. Исследователи творчества Малевича в своих статьях и научных трудах опираясь только на эмоциональное восприятие, рассматривают, критикуют обсуждая — навязывают неправильное представление о «ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ». Если они не правильно или не до конца правильно определились с творческими достоинствами этой картины, все дальнейшие рассуждения почти никакой научной ценности не представляют. Искусствоведы, ученики и сам Малевич, пытаясь охарактеризовать картину, не смогли ответить на вопросы — Как? и, Почему? Как? Происходит процесс создания живописного произведения. Почему? Именно эти ценности являются критерием достоинства любого произведения. Малевич, создав «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ», сам не сразу осознал серьезность события, о чём писал: «Что это? Или черная яма, или из этого может, что-то расти?». Как констатировала исследователь творчества Малевича, А.С. Шатских: — «К «Чёрному квадрату» Малевич подходил через философское осмысление мира…. Когда возник чёрный четырёхугольник, он не мог ни есть, ни спать целую неделю. Настолько важным событием являлась эта картина в его творчестве. Он шёл к ней долгие годы. Это был кульминационный момент в его работе, его синтез живописи, скульптуры, прикладного искусства и его философских измышлений». Этот феномен — заслуга особого склада ума, наличие харизмы и большого трудолюбия автора. Малевич писал: «Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины». Исследователи отмечают: «По мнению учеников, из квадрата вырос новый мир, живой, радостный. Квадрат собрал вокруг К.С. Малевича новых людей, поколение будущего, о котором они мечтали». Впервые, картина «Чёрный квадрат» появилась в Петрограде, на выставке «0,10» (ноль — десять) 17 декабря 1915.По утверждению художника, он писал её несколько месяцев. Одну из первых картин Малевич назвал «Четырёхугольник», другую — «Чёрный квадрат на белом фоне», и, наконец, окончательное название – «Чёрный квадрат», не определяющее отношение к белому холсту. В дальнейшем читателю должно стать понятно, почему Малевич не мог сразу определиться с названием картины. Прислушавшись и присмотревшись к всеобщему рассуждению на тему этой картины, меня позабавила фантазия и литературное мастерство людей называющих себя знатоками в области искусства: Т.Толстая: «Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте». Н.Семченко: «В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно не имеет никакого отношения собственно к изобразительному искусству, и считать Казимира Малевича великим художником никак невозможно». … Номинированный в 2005 году на премию Букера роман петербуржца Сергея Носова «Грачи улетели»: Один из героев открывает, что квадрат Малевича – всего-навсего просто квадрат, без тайных смыслов. Уважаемый читатель может спросить меня, не слишком ли большого мнения о себе автор? Не иронизирую ли я по отношению к профессиональным критикам искусства? Да! Именно это я и хочу подчеркнуть. Для меня Малевич не является кумиром, но невозможно не отдать должного его гениальности. Без знаний его заслуги и наследия, НЕВОЗМОЖНО развитие искусства вообще. И когда меня с его творчеством знакомят люди знающие много непонятных слов, употребление которых окончательно лишает возможности хоть в чём-то разобраться, говорят и пишут обо всем кроме сущности – я возмущаюсь. Читать эту галиматью невозможно: «Нельзя не отметить, что в нескольких работах Малевича, созданных непосредственно перед открытием супрематизма, вдруг начинает просматриваться тенденция к монументальной значительности и к человеческому переживанию, пробивающиеся через авангардную стилистику». Т.Толстая: «Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть…, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему- то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования». Т.Толстая: «Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», до-квадратному искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. А он (фонд) кормит слишком многих в нашей бедной стране. Мы стараемся… ». Оценив и осознав, что моё представление о «Чёрном квадрате» более обосновано чем то — которое культивируется в обществе, я написал эту работу и своими мыслями поделился с Вами. Данная работа претендует на то, чтобы считаться единственной, наиболее полной и обоснованной по представлению достоинства картины К. Малевича «Чёрный квадрат». Мировоззрение К.С.Малевича и моё. «Казимир Малевич — имя более чем значительное в истории современного искусства». «Это символ и знамя всего авангардного творчества». «На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства,…»Черный квадрат» концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности». «Имя Малевича выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности». «Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств, знанием, с которым невозможно не соглашаться, в котором стыдно сомневаться и которое просто неприлично обсуждать». Н. Семченко и «К» Достоинства человека, создавшего произведение живописи под названием «Чёрный квадрат», веками будут прославлять все, кто хоть мало-мальски будет стремиться к мировому совершенству. Малевич, … совершенно очевидно, является Великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации ХХ века. Н. Семченко и «К». Цель, с которой я взялся за перо, желание объяснить — Как? с позиции художника могла возникнуть эта картина. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Процесс поиска совершенного. В истории, создавая материальные и духовные ценности, человек способствует прогрессивному развитию общества. В результате этой деятельности остаётся продукт труда: — орудия труда: палка, хрустальные топоры, оружие, машины, наконечники, рукоятки для копий, каменные топоры, ножи, гарпуны для ловли рыбы, молотки и т.д; — предметы быта: посуда, одежда, мебель, книги и т.д; — строения менгира, дольмены, кромлех в Стоунхендже, храм «Василия Блаженного». Познавая самого себя, результаты своего труда, человек совершенствует своё представление о мироздании. Для потомков остаются ценности, расширяющие его мировосприятие. МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт люде (энциклопедическая справка) К числу этих ценностей относятся и произведения изобразительного искусства: — наскальные рисунки; — архитектура; — живопись. Из многообразия деятелей, в истории остаётся тот, кто привнес что-то новое, значимое для осознания человеческой сути: Мыслители: — Сократ ; — Галилео Галилей; — Мари Франсуа Аруэ, Вольтер. Писатели: — Уильям Шекспир; — Лев Николаевич Толстой; — Фёдор Михайлович Достоевский. Художники: — Рафаэль Санти; — Леонардо да Винчи; — Казимир Малевич. Музыканты: — Иоганн Себастьян Бах; — Людвиг ван Бетховен; — Чайковский Пётр Ильич. Учённые: — Ломоносов Михаил Васильевич; — Менделеев Дмитрий Иванович; — Сахаров Андрей Дмитриевич. Совершенствовать уже достигнутое: — воздушный шар; — дирижабль ; — вертолёт; — самолёт; — ракетная установка; — космический корабль. Все остальные поглощается временем. Поиск идеалов. В поисках совершенного, человек стремится к определению «лучшего»: — лучшая фигура …………… — Венера Таврическая; — лучший охотник .…………… — Перов «На привале»; — лучшее изделие …………………………. — Феберже; — лучший исполнитель ………………….- Элвис Пресли; — лучший стряпчий ……………………… — А.Макаревич; и тд. Как и во всех других направлениях деятельности человека, в изобразительном искусстве происходит процесс поиска лучшего художественного произведения. Поиска произведения, которое отвечало бы требованиям совершенства –« ИДЕАЛЬНОГО ». Если удастся доказать, что Малевич создал самое идеальное произведение изобразительного искусства, а идеальное не может быть не прекрасное, тем самым мы реабилитируем его заслугу в глазах несведущих. Желая сохранить наработки умственного и физического труда, человеку свойственно, каким-либо образом, фиксировать свои мысли. Записывать, зарисовывать или изображать в объеме им приобретённые знания: — в науке…: — в живописи…: — в скульптуре…: — в архитектуре…: Сравнивая одни достижения с другими, создаются новые, более совершенные, образцы. Тысячелетия из лучшего выбирали ещё лучшее. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ РУКОТВОРНОГО ЧУДА К началу ХХ века в области изобразительного искусства были решены большинство осознанно-поставленных перед Художниками, целей и задач, проблем, с которыми художник сталкивался в процессе своей творческой деятельности. Открыты и успешно использовались основные законы творчества, в том числе и в живописи: Перечислим некоторые из них. ЖИВОПИСЬ: — закон красоты — «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ «; — законы светотени; — законы о цвете; — законы пластики; — законы перспективы; — статики и динамики и др. КОМПОЗИЦИЯ: — закон единства содержания и формы; — закон целостности; — закон типизации; — закон контрастов; — закон новизны; — закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу; — закон жизненности; — закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости и т.д. Осознано и достойно используются наработки художников прошлого, зародился и развивается «МОДЕРНИЗМ», в том числе «АВАНГАРДИЗМ» и «СУПРЕМАТИЗМ», как его разновидность. «Малевич – иррационалист полагал, что новейшие живописные течения могут быть изучены с помощью рационального научного инструментария. Экспериментальные опыты и исследования должны были, по его мнению, с очевидностью выявить, каким образом происходило развитие искусства». Александра Шатских — «Казимир Малевич – литератор и мыслитель» ЦЕЛЬ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ В конце XIX -начале ХХ веков, следуя эволюционному процессу общественного развития, творческое самолюбие заставляло художников ставить перед собой оригинальные, сложные, задачи и цели. Однако спустя почти столетие нынешние художники и искусствоведы, наделённые достойным образованием и знаниями в области искусства, продолжают мучаться проблемами прошлых веков, желая воспринимать эволюцию творчества как какой-то неразрывный процесс. Это восприятие действительно, медленно эволюционирует искусство, но в большей степени оно совершенствует достигнутое, уже известное, изученное и тормозит прогресс. Не позволяет, мешает взглянуть на достижения со стороны и оценить достижения «сегодняшнего» дня. Они с большим трудом отказываются от «плагиата» и академического наследия. Оценивая понятное, изученное, известное им легче изъясняться, манипулировать словесной «абракадаброй», состязаться в интеллекте. Ни в коем случае не хочу специально редактировать работы уважаемых исследователей и аналитиков творчества Малевича, А. Шатских, Д. Сарабьянова, незнакомых мне Н.Семченко с компанией, и случайно попавшей сюда Татьяны Толстой, которые считает своим долгом высказаться по поводу темы, в понимании которой есть проблемы, но вынужден опираясь на их работы обосновывать своё представление. Наибольшее сожаление у меня вызывает непонимание достоинств Малевича со стороны М. Шемякина и А. Шилова. Из интервью Михаила Шемякина радио «Свобода» 01.12.2005 года: « … Это гробовая плита, которая давит людей, …Вот как раз эта гробовая плита превратилась в громадный квадрат Малевича, который давит современных русских художников». « … Да, это интересно, с точки зрения психиатрии уже…». Лично я был о них лучшего мнения. Д. Сарабьянов отмечал: « это был рискованный шаг к той позиции, который ставит человека перед лицом Ничего и Всего». Более позднее поколение наоборот, не в полной мере или совсем, не учитывают наработки прошлого. Всё это ведёт к «творческому беспределу», который в большинстве случаев приводит к примитивизму. В начале ХХ века, молодой человек в расцвете творческих сил, активно участвующий и подражающий новейшим течениям и направлениям в искусстве, не мог не быть замеченным в среде своих коллег. «Иногда бывает, что при первом знакомстве с человеком не получаешь к нему никаких симпатий, он не нравится, но когда поживёшь с ним, понравится. Так и в другом деле. Иные идеи не воспринимаются, но если поживёшь с ними под их постоянным разговором, то они становятся приемлемыми; так бывает и с живописцами, когда им не нравится тип, но работая над ним, начинает нравиться – тогда чувства полюбят и сотворят образ». «Трактаты и теоретические сочинения». К. Малевич. ПОИСК ЦЕЛИ Живя, общаясь и работая в гуще активной творческой общественности России своего времени, Малевич, как и другие начинающие художники, продолжительное время находился перед фактом поиска и выбора жизненного пути. В этом промежутке своей жизни «провинциальный юноша», учился: Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. . В семнадцатилетнем возрасте Казимир посещал Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко. С 1896 года он вместе с семьёй живет и работает в Курске. Вместе с местными художниками-любителями организовал художественный кружок. С 1905г. по 1907г. Малевич предпринял три неудачные попытки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это значит, что всё это время он активно готовился к поступлению в одно из лучших художественных учебных заведений России постигая «творческую науку». Последним (1907 – 1910 г.г.) образовательным этапом Малевича были занятия в школе-студии Ивана Фёдоровича Рерберга, одного из учредителей Московского Товарищества художников. Некоторое время работал в Москве. «Сама эпоха, насыщенная техническими и политическими преобразованиями, властно диктовала появление нового отношения к прекрасному». «В юном возрасте будущий футурист прошел через период увлечения И.Репиным и И.Шишкиным и неплохо копировал работы русских классиков. Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время Первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры, направленные против кайзеровской армии. Никакого абстракционизма в этих работах нет. Ничто не предвещало соприкосновения со сверхъестественным». Цитаты из Интернета. Неординарность мышления художника заставляет «не думающих» исследователей творчества Малевича дать поверхностные отзывы, которые уводят от глубины понимания в поиске творческого пути и в выборе цели. «…в этой своей части творчество Малевича …кажется провинциальной перерисовкой из столичного журнала или плодом фантазии неопытного любителя, насмотревшегося разных картин на выставках». Д. В. Сарабьянов. «Мы не будем останавливаться на раннем творчестве художника, когда он пробовал свои силы в примитивном искусстве, когда он «…переключился в школу натуралистическую, шел к Шишкину и Репину», когда он увлекался импрессионизмом, элементами модерна, сезанизма, кубизма, фовизма, символизма, — все это попытки внешнего заимствования чужих стилистических систем, которые можно рассматривать в качестве школьных упражнений начинающего художника» Возникает вопрос, кто такие «Мы»? Н. Семченко и «К». «И сразу становится очевидным, что попытки Малевича приблизиться к мастерству Шишкина, Энгра или Репина никогда не смогут осуществиться просто потому, что для этого необходимо уметь рисовать. Немного проще подражать кубистам и футуристам. Здесь серьезного мастерства уже не требуется, достаточно дерзости и напора, которыми Малевич обладал в полной мере». Кому становится очевидным? Н. Семченко и «К». «Чем можно восхищаться в этом сомнительном провинциальном шике? Например, картина «Корова и скрипка» (1913. ГРМ). Разумеется, всем понятна нелепость такого сопоставления и всем видна профессиональная беспомощность автора и в корове, и в скрипке. И что же в этом замечательного?» Кому понятна? Н. Семченко и «К». Овладевая мастерством Великих живописцев Малевич, приближался к пониманию искусства. Приближался к осознанию важности в постановке правильных, новых целей в искусстве. Изучал наследие и художественные приемы. Ставил перед собой, начинающим художником, посильные задачи и решал их. Неужели этого мало чтобы стать «Шишкиным»? Его творческие увлечения хорошо прослеживаются изучая биографию, литературное наследие и картины художника. Становится понятно, как тяжело и творчески — болезненно он «подбирался» к основной цели своего творчества. «Человечество движется через знаки, каждый знак несет в себе определенную степень восхождения, движение без знака не действует». Так записал Малевич в одной из своих записных книжек (частное собрание, стр.164, оборот). Именно эта фраза направила исследователей творческого наследия Малевича по ложному пути. Понятие «знак»,они восприняли не как явление, послание, а буквально как упрощенный символ. Малевич же думал о другом. Целью стал поиск образа и формы такого художественного произведения, которое отвечая всем законам творчества приближалось к понятию идеальной живописной картины. Известно, что основным критерием для оценки эстетических достоинств явлений и предметов окружающего мира, является визуальное восприятие. Знания, полученные при изучении науки, истории, развития изобразительного искусства, эстетики, этики и т.д., связано с познанием прекрасного и поиска идеалов. Если к произведению применительны все законы творчества в оптимальных характеристиках, такое произведение и называется идеальным. Цель: — создать профессионально-грамотное произведение реалистического искусства, с учетом известных, на то время, законов живописи и физиологических возможностей восприятия её человеком. Обладая профессиональными знаниями и творческим мастерством, Малевич решил создать произведение реалистического искусства изображаемым объектом которого, является простейшая геометрическая фигура – плоский квадрат. Выкрашенный однородной краской. Лишенного направленного освещения, то есть равномерно освещенного, на белом плоском фоне. При этом сам объект должен находиться в центре холста и при его демонстрации центр должен быть перпендикулярен точке зрения зрителя. Создавая такое произведение художник был бы обязан использовать максимум законов, которыми пользовался, обязан был пользоваться, или учитывать в своём творчестве каждый профессионально обученный, грамотный художник. Когда в сознании Малевича определилась идея, начался поиск возможностей её реализации. По словам Малевича: «в «супрематическом зеркале» все явления мира сведены к Нулю». Как отмечала А. Шатских, «Чёрный квадрат» воплощает идею новой духовности, является своего рода иконой, пластическим символом новой религии»… «Явлением этой картины художнику открылась всеобъемлющая утопия нового «беспредметного мира», заставившей его остро ощутить свою призванность. Для него с самого начала было очевидным, что «Черный квадрат» ему не дан, а задан, если переиначить известную формулировку неокантианца Германа Когена. Много лет Малевич стремился постичь и облечь в слово смысл своего главного произведения. ( А. Шатских, с. с. 11, 15, 17). Художники прошлых поколений нашли решение проблем связанных с созданием картины. Определились с композицией, пропорциями, освещением, перспективой, движением, закономерностями и тенденциями, техническими возможностями, приёмами живописи и т.д. Импрессионисты наиболее успешно решали проблемы восприятия цвета и влияние освещения. В результате удачного достижения цели Малевичем, у Художников появлялась бы возможность, концентрированного, целенаправленного, осознанного, расширенного поиска новых путей и направлений в развитии искусства. Такое произведение становилось отправной точкой для всех будущих поколений художников. Я назвал бы « Чёрный квадрат » — « Азбукой живописи ». Провёл бы аналогическое сравнение с «таблицей Д. Менделеева» или с «гаммой» в музыке. Владея Азбукой, умея ею пользоваться, можно начинать осознанно « Творить », а там уж кому Бог дал. Те творческие проблемы, которые не решает непосредственно Чёрный квадрат, легко объясняются с позиции данного произведения. Особенности физиологии человека. Обратим внимание на несовершенство человеческого зрения: Человек не может реально увидеть «плоский», «чёрный», «квадрат». 1. Вместо геометрически правильного квадрата человеческое зрение воспринимает (видит) горизонтально вытянутый прямоугольник. 2. Вместо плоского квадрата человек увидит двояковыпуклый объёмный прямоугольник с прямой или обратной перспективой. 3. Вместо чёрного цвета — человеческое зрение воспримет неравномерно закрашенную плоскость. До Малевича, художники, знали проблемы связанные с несовершенством человеческого зрения: 1.Из науки мы знаем что, человек видит хуже, чем звери и насекомые. 2.Сектор взгляда воспринимаемого зрением человека, примерно равен -27*; 3.Объект с угловым охватом 90*,180,* 360* человек может увидеть при: а) переводе положения зрачков; б) при развороте шеи; в) повернув торс; г) при развороте на ногах; д) при зеркальном отражении.(Эту тему я пока рассматривать не буду иначе отвлекусь надолго от главного). Используя эти знания в своем творчестве, художники не задумывались над тем, что проблема самого зрения, восприятия, может стать объектом основной творческой цели. Малевичу повезло, он увидел цель творческого выражения в решении проблем связанных с особенностями человеческого восприятия.. На мой взгляд, Малевич обладал неординарным зрением. Наверно у него были проблемы с ним. И ко всему, он продолжительное время общался с ослепшей матерью, которую он очень любил. Это помогло ему в выборе цели и постановке творческих задач. Малевич, решая проблему несовершенства визуального восприятия, и восприятие произведения изобразительного искусства через ощущения, решил наиболее сложную проблему – проблему творчества. Постановка и решение творческих задач. На пути достижения цели возникали множественные творческие задачи, за решение которых взялся К.Малевич. Найти, выбрать, обосновать и заставить, профессиональную общественность, безоговорочно согласиться с выбором оптимального размера холста, на котором начнётся процесс создания произведения. Для решения поставленной задачи необходимо учесть все, что наработано временем, научным и практическим путем, в данном направлении. Выбор объекта: «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» — Малевич создавал с целью выставить его на выставке. Впервые Квадрат появляется в Петрограде, на «Последней футуристической выставке «0,10» (ноль – десять) 17 декабря 1915 года, (в каталоге за № 39 под названием «Четырехугольник»). Он хорошо виден на знаменитой фотографии и занимает почетное место в «красном углу» как икона. Этот первый квадрат был приобретен в 1918-1919 годах отделом ИЗО Наркомпроса, закупочной комиссией под председательством В. Кандинского. ( из искусствоведческих источников ) Начиная работу, Малевич владел определённым объемом информации: 1) — для демонстрации картины отводилось конкретное помещение; 2) — размер и объем выставочного помещения – известен, ( в зависимости от изменения параметров выставочного помещения менялись пропорции последующих вариантов картины); 3) — усреднённый рост человека (зрителя) – известен, ( 170 -180 см ); 4) — значение «золотого сечения» — известно. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Оно имеет цифровое значение – 1,618 (1 +№5):2 и равно 1,6180339… — «формула красоты». ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция), деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ т.е. (АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и изобразительном искусстве. Зная эти параметры не трудно высчитать размер объекта наиболее благоприятно воспринимаемого усреднённым, в возможностях восприятия, человеком — размер исконного холста: АВ :ВС = АС :АВ = 1,618 =1,6180339… Основой представления (понятия*), об идеальных соответствиях, является «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ», — гармоничное соотношение основных пропорций и размеров рассматриваемого объекта по отношению друг к другу и человеческому восприятию. * ПОНЯТИЕ. 1) В ф
  6. Сам по себе квадрат никакой цены не имеет. Есть целая серия подобных работ, при этом Малевич сознательно врал о дате написания, дабы воспринимающий понял ход его мысли. Картины Малевича — не живописные произведения. Это идея, философия, выраженная подобным путем. Это не художество. Это массивная оформленная мысль, облеченная в столь оригинальную форму. Вообще, мастерство — это только инструмент. В любом случае важна мысль, сокрытая в произведении. Малевич был хорошим мастером, но здесь речь о совершенно другом, не в том, как Малевич малевал. Он не хотел совершить забавный трюк или повеселить народ. Читайте, читайте Малевича. У него все ясно описано — он не был пустозвоном типа Сальвадора Дали, клоуном (хотя последний был тоже неплохим мастером). Он не стремился к эпатажности или мировой славе. Просто воспринимать эти работы надо немножко иначе. Не вижу смысла разглагольствовать «Я бы тоже так смог» или «Ооо это гениально, черный квадраат, это хаос, космос, Бог, небытие, в жопе у негра…» Да ничего подобного он в виду не имел. Суть в серии работ, выражающих общую концепцию нового восприятия мира.

  7. Просто так
    а если бы Малевич нарисовал какашку ааа, весь мир бы ее рассматривал как ««Понимание» картины», как ты говоришь! аналогично! я нарисую черный круг и даже напишу про него книгу и толка не будет….. просто ему повезло, раздули из квадрата слона)

  8. Вы бы ещё на китайском ответили…

  9. Согласен с Настей, но если та белая точка действительно есть в оригинале! Иначе…
    Кто живую картину, откликнитесь! Третьяковка упорно молчит…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: